Рецензия на альбом группы «Теория» – «Я есмь жизнь»

автор Ivanych

(Презентация состоялась 4 ноября 2012 г. В клубе Vinyl Story)

Теория – одна из тех молодых групп, которые, вроде бы, с одной стороны, пришли на смену уже несколько закостеневшим (хотя бы в силу возраста) и изрядно примелькавшимся монстрам русского рока типа ДДТ и Алисы, а с другой – не были так обласканы телевизорами, радио, и прочими СМИ, как вышеупомянутые заслуженные товарищи в своё время. Может быть – это самое время сейчас не то, и не требуются в данный момент отечественной музыке новые герои стадионного формата; может быть – проблема в состоянии этой самой музыки, точнее – музыкальной индустрии в целом, ибо многие молодые коллективы уже успели прочувствовать на себе, что нынче выйти на большую аудиторию, раскрутиться и донести своё творчество до масс стало значительно сложнее, чем каких-то полтора десятилетия назад. При желании тут можно выявить массу причин, и это тема для отдельного разговора, главное то, что внимания публики эти новые команды получают до обидного мало.

Тем не менее, для настоящего творческого человека, искренне увлеченного своей работой и готового без остановок идти к заветной цели “быть услышанным”, всё это – лишь временные барьеры и преграды, преодоление которых должно лишь раззадоривать пыл. Так и Теория – вроде бы и молодая команда, но, на минуточку, уже и девять лет на днях стукнуло, и три профессионально записанных диска в арсенале группы имеют место быть. Петербургская группа с Краснодарскими корнями под руководством яркой фронт-вумен Надии Дарийчук без устали создает материал, представляя свою версию того, как должна звучать мейнстримовая русскоязычная рок-музыка в двадцать первом-веке – пусть и не получая пока что в полной мере соответствующих дивидендов.

Крайняя пластинка группы с патетическим заголовком “Я есмь жизнь” содержит аж 13 (!) вещей, не считая бонусов типа видеоклипов и аудио-стихов. Шикарное оформление диска с многостраничным буклетом, отпечатанными текстами песен, краткой историей коллектива и качественной полиграфией говорит о том, что Теория свою работу любит и ценит свой труд, а на диск сделана большая ставка. Настоящий рай для визуала и коллекционера, особенно в грустную эпоху постепенного умирания CD-формата. Что же, настает момент отложить это великолепие в сторону и отправить сам диск в плеер. Поехали!

Первое, что обращает на себя внимание – качество записи диска. Очень прозрачный и детализированный звук, сбалансированный, где надо – жесткий и довольно мощный, где надо – атмосферный и обволакивающий. Кстати говоря – заслуга собственной студии группы, как и предыдущая полноформатная работа Теории. Вторая – и, наверное, самая сильная сторона пластинки – это яркие и запоминающиеся вокальные мелодии. Особенно хочется выделить треки “Иначе”, “Мое время” и “Кажется мне” – практически с первого прослушивания (или с первого ознакомления на концерте) эти песни забираются куда-то на подкорку, не желая так просто оттуда уходить. И, конечно, нельзя не упомянуть изюминку альбома – отличные мелодические бэк-вокалы. Свежий элемент для Теории, очень гармонично добавляющий красок в звучание песен.

Что же касается музыки – в большинстве своем это довольно современный по саунду, нетяжелый рок с упором на мелодику вокала. Есть и привет Nickelback (песня “Страх”, даже странно, что, следуя модным течениям и логике текста, песня не названа “Страха.net”), и задумчивые пост-роковые переборы (“Кажется мне”), и различные кивки в сторону различных же популярных западных коллективов нового времени (при желании можно услышать очень широкий диапазон отзвуков и отголосков, от Linkin Park до Poets Of The Fall – и не факт, что именно какая-то конкретная найденная группа повлияла на данный материал, скорее – в целом, общие тенденции и подходы). Бросается в уши сильно возросшая (по сравнению с предыдущим творчеством) доля электроники – всяческие фоны, эффекты и подкладки преследуют практически каждый номер, здесь же хочется упомянуть о заметном объеме вокальных многоголосий и дабл-треков. Мощнейшее оружие Теории – сильный и напористый голос Надии Дарийчук – даже начинает растворяться во всей этой многослойности звукового студийного пирога. Хочется чуть больше какой-то грязи, чуть больше рока, больше мяса и драйва – и это относится не только к вокалу, но и к тому самому качественному и вылизанному звучанию альбома, и к некоторой стерильности композиций, с критическим минимумом спадов и подъемов. Есть ощущение, что потерялось немного некоторой первобытной неправильности, что составляет основу рок-музыки как таковой.

Также можно предъявить претензии к аранжировочному разнообразию материала. Если на предыдущей пластинке (“Время человека”, 2011) под нож попали любые инструментальные соло и самостоятельные проигрыши (по сравнению с “Механикой чувств”, 2008), то текущая работа практически лишилась еще и pre-chorus’ов (ну, нет в русском языке адекватного перевода этого термина для нагнетающих напряжение вокальных фрагментов между куплетом и припевом) вкупе с любым разнообразием песенных структур, отличающимся от линейной “куплет-припев-куплет-припев-припев”. Полтора года назад было ощущение, что группа нашла своё лицо на материале, который составил основу предыдущей пластинки – там был и органичный минимум электронных вкраплений, и структурное разнообразие в подаче песен, и запоминающиеся риффы, и приятная жесткость материала. Логично, что ожидалось развитие и укрепление завоеванных творческих позиций. Но складывается впечатление, что Теория, скорее, сделала шаг в сторону, нежели однозначный шаг вперед. И, вроде бы, понятны причины этого – простые, без каких-либо отклонений и ответвлений песни должны быть более доступными и легче усваиваться потенциальными слушателями, что, в теории (можно и с большой буквы), означает шаг к той самой заветной цели “быть услышанным”. Но тут же хочется спросить – а не потерялся ли тот хрупкий баланс между творчеством и доступностью, не переборщили ли? Ведь слушатель тоже не дурак, и вряд ли убежит прочь как ошпаренный от красивого, органичного инструментального фрагмента или интересной, оправданной смены ритма. Видимо, ответ сможет дать только время. Пока что тенденция такова, что следующая пластинка, похоже, будет состоять исключительно из припевов, не размениваясь на какие-то мелочи типа куплетов и вступлений. Не хотелось бы.

В завершение следует сказать пару слов о текстах. Доминирующая тематика – поиск вечных духовных ценностей и следование им в условиях циничной и жестокой современной реальности. Лирика обладает своим шармом и притягательностью, песни о свободе, воле и вере всегда были востребованы на земле русской. Хотя и есть мнение, что известная доля разнообразия в подаче не повредила бы выбранному курсу – например, в десяти из тринадцати песен альбома присутствует слово “вера”, подобные вещи, вкупе со встречающимися время от времени тяжеловесными оборотами несколько замыливают восприятие материала.

Тем не менее, несмотря на все те претензии, которые, при желании, можно предъявить к альбому, работа получилась достойная. Качественная запись, яркий вокал, отличные мелодии, наполненные идеей тексты – далеко не везде встретишь эти компоненты разом в одном месте. А здесь всё это в наличии, да еще и в таком изобилии. Хочется поздравить группу с альбомом, с движением, с желанием творить и нести в массы – ну, и понадеяться, что в обозримом будущем команда получит достойный отклик. И всё же, стоит пожелать коллективу на полную использовать свой творческий потенциал и не идти на компромиссы с самим собой. Настоящая новая волна – она сама должна нестись вперед, сшибая все на своем пути, а не аккуратно, опасливо ступать по уже чьим-то проторенным дорожкам.


Читайте также: