ГАФТ – “Бедные леди” (2014)

gaft1ГАФТ – группа питерская, группа довольно молодая – образовалась она 23’го февраля 2012’го, но за два с половиной года своего существования развила довольно бурную деятельность в рамках северностоличного музыкального андеграунда. Шутка ли, диск, о котором сейчас пойдет разговор – это уже третий крупный релиз коллектива (не считая дебютного EP). Что интересно, первый альбом ГАФТа (“Праздник”, 2013) был записан живьем на концерте – довольно экстравагантное решение, соответствующее, в общем, имиджу группы. Затем был, собственно, именно концертный альбом, не пытающийся выдавать себя за номерной (“Дело”, 2014) и вот, наконец – “Бедные леди” (2014), полноценный студийный лонгплэй за номером два. Что же, давайте послушаем.

Начинается всё с клавишной увертюры, цитирующей фрагменты последующих композиций. Сделано красиво и, надо сказать, не очень коррелирует с основным материалом на пластинке. Правда, этот самый материал тоже в двух словах не опишешь и в какие-то рамки сходу не поместишь. Наверное, так звучало бы что-то английское из конца шестидесятых, будь оно перенесено в Россию нашего времени. Или же, как раз, это привет отечественному русроку восьмидесятых, когда он был особенно романтичен и подполен… Впрочем, мы еще не успели поговорить о самом диске, а уже бросаемся сравнениями и занимаемся поисками аналогов.

Итак, что представляет собой творчество группы ГАФТ? В основе своей это классический гитарно-клавишный рок с довольно традиционными структурами и подходом. Данное музыкальное полотно местами удачно дополнено звучанием струнного квартета Валентин (оцените аллюзию), симфонические аранжировки сделаны по-настоящему грамотно и профессионально. И венчает все это самый главный плюс и, одновременно, минус группы – вокал солиста Николая Яковлева. Плюс – потому что поется довольно необычно: интонирование, манера исполнения, сама тембральная составляющая голоса – оно действительно запоминается, оно узнаваемо и, безусловно, имеет некую свою фишку. А минус в том, что… очень на любителя вокал. Слишком уж он неформатен и нестандартен. И в упомянутые выше временные отрезки такая вокальная стилистика была бы гораздо более оправдана и востребована. А сейчас ГАФТ будто бы нарочно пытается запихнуть себя в довольно узкую нишу, где возрастные поклонники подобного подхода уже давно остановили свой выбор на чем-то другом, а молодых будет сравнительно не так много при любом уровне раскрутки коллектива.

Тексты песен хочется назвать типично питерскими, при этом они очень удачно вписываются в музыку, никакого диссонанса не происходит. Такими они и должны быть – немного романтичными, немного наивными, немного витиеватыми, немного о жизни… Не сказать, что что-то очень сильно впечатляет, но натужным или неумелым точно не выглядит.

Наиболее яркие моменты “Бедных ледей” – это первая припевная строчка размеренной “Дело привычки”, рычащие куплеты разудалых “Трубок” и тонкострунный рифф “Пани” (одной из первых песен коллектива, обрядшей, наконец, свое долгоиграющее пристанище). Звучит пластинка хорошо, временами присутствует та самая штука, что называется “студийной работой” – когда фоном, третьим, четвертым слоем проходят всякие дополнительные аранжировочные приемы, расширяющие звучание основных партий инструментов. Короче говоря, к звуку претензий нет, и в рамках избранной стилистики звучит оно довольно органично. Встречающиеся будто бы нарочито атональные мелодии не столько уносят музыку на авангардные поля, сколько удачно разнообразят звучание материала, добавляя щепотки нестандартности в соответствующую копилку.

А в итоге мне по-прежнему сложно представить, кто является аудиторией этого музыкального послания. Представляются студенты культурных вузов, любители разного рода нестандартщины и стареющие эстеты, ищущие что-то новое, но похожее на “как тогда”. Впрочем, вполне возможно, что я не прав и продукт сам сформирует свою экосистему. Ну и, к тому же, на ГАФТ стоит хотя бы раз посмотреть живьем, несмотря на возможную абсолютную полярность мнения – от полного неприятия до восторга – оно наверняка привлечет ваше внимание. Заодно вы точно будете знать, что “Коленька – он всегда такой”.

Павел Иванов


Читайте также: